Реконструкция гостиницы «Москва», которая длится пять с лишним лет, вышла на финишную прямую. Дело осталось за декораторами — именно они должны воссоздать оригинальный вид гостиницы. Однако пока даже нет намеков на исторические интерьеры. Куда подевались старинная мебель, рояли, мозаика попытались разобраться Вести.

Гостиница «Москва», которая открылась взору прохожих, справедливо может называться зданием, похожим на гостиницу «Москва». Оно напоминает легендарное строение архитекторов Савельева, Стапрана и Щусева: тот же ассиметричный фасад, то же место расположения. На этом, пожалуй, все. В остальном прежняя гостиница к старой гостинице никакого отношения не имеет.

В 1934 году ради нее на Охотном ряду был взорван целый старинный квартал — так было принято, говорят историки. В 2003-м году главный советский отель обещали аккуратно разобрать и все ценное сохранить. Но обещание не выполнили.

Лепнина, панно, мозаика, колонны уже не вернутся в новую гостиницу. Мебель, которую проектировали специально для Москвы, исчезла самой первой. Уцелевшие ресторанные люстры — сейчас они висят в одном из залов Музея архитектуры, как и уникальные дверные ручки в стиле арт-деко теперь надежно прикрутили прикручены к музейным дверям — чтобы не потерялись.

В некоторых номерах гостиницы стояли отличные рояли и пианино старинных фабрик — Steinberg, Shroder. Их собрали в кучу перед разбором гостиницы и собирались отдать детишкам — учиться музыке. Однако большей частью бульдозеры смели их в одну кучу. «Пианино и рояли, которые находятся в нормальном состоянии, мы сдадим на два года в аренду детским музыкальным школам», — сообщил заместитель директора гостиницы «Москва» Борис Евсеев.

У живописи из гостиницы «Москва», к счастью, другая участь. Полотна Репина, Айвазовского, Грабаря и многих других известных авторов сохранены. Правда, выставить Музей истории Москвы может пока только две картины.

«Те картины, которые поступили к нам из гостиницы «Москва», хранились не в музейных условиях и требуют реставрации», — отметила хранитель живописи и скульптуры Музея истории Москвы Наталья Музаевская. Также придется реставрировать живописный потолок ресторана — плафон — работы Лансере.

Местонахождние тысяч других предметов, хранивших историю гостиницы, теперь отследить невозможно. Ясно одно: в новой гостинице им места не будет. Виды на Кремль и Охотный ряд останутся. Но в этих номерах не жили Стаханов, Чкалов, Жуков, Рокоссовский, Райкин. Здесь не встречались Лоллобриджида с Элизабет Тейлор в одинаковых платьях. Здесь не собирал Сталин грандиозных банкетов. Это все было на этом месте, но в другой гостинице.

Председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталева считает: «»Мы делаем вид, что сохраняем старую Москву. На самом деле мы ее уничтожаем. Но это как бы те же здания, как бы так же гостиница «Москва». Как бы всем кажется, что она не изменилась в размерах, хотя она расширилась и увеличилась. Но этого никто не замечает — у всех оптические галлюцинации».

Демонтировать гостиницу было решено в 2003 году. По утверждению московских властей она воссоздана в виде максимально близком к первоначальному и воспроизводит оригинальный проект архитектора Щусева 1935 года, однако с некоторыми отличиями. Перед началом перестройки согласование будущего облика гостиницы сильно затянулось.

Вариантов строительства было много. Например, выдвигались идеи создать на месте гостиницы огромный фонтанный комплекс или превратить все пространство от Большого театра до Манежа в пешеходную зону. Были предложения даже построить на месте гостиницы футуристическое здание в стиле хай-тек. В итоге, после долгой дискуссии в экспертном совете, гостиницу решили строить по изначальному проекту архитектора Щусева. Все же без изменений не обошлось. По существу новый отель стал прежним зданием с современной «начинкой».

Эксперты предрекают, что вслед за «Военторгом» и гостиницей «Москва» новой «архиподелкой» станет Детский мир.