С 2010 по 2015 год в развитие транспорта в Москве и области будет вложено 4,9 трлн рублей — об этом было объявлено на выездном заседании коллегии Минтранса, прошедшей в подмосковных Мытищах в сентябре. В октябре, выступая в Вене на Международном инвестиционном форуме «Москва-Инвест 2008», мэр столицы Юрий Лужков заявил, что «найти решение проблемы пробок возможно» — для этого надо выполнить разработанный столицей план, состоящий из шести пунктов.

Строить больше дорог

— В Москве на одного жителя приходится в два раза меньше асфальтового покрытия, чем в Берлине, — отметил мэр. — Ликвидировав в 1994 году дорожный фонд, государство совершило ошибку — с помощью этих средств мы смогли бы построить больше дорог, и сейчас ситуация была бы легче.

В этом году на строительство и ремонт дорог в городском бюджете предусмотрено 100 млрд рублей — почти столько же, сколько на строительство жилья по городскому заказу. Построены Третье транспортное кольцо и Звенигородский проспект, реконструируется Ленинградское шоссе, проектируются Четвертое транспортное кольцо, Северная и Южная хорды… Москва нанимает лучших инженеров, закупает современное оборудование — дорожная отрасль столицы стала одной из самых продвинутых.

Развивать систему общественного транспорта

По этому пути идет большинство европейских столиц: при наличии развитой сети комфортного и недорогого общественного транспорта горожанам нет необходимости садиться за руль.

Огромная роль в этом вопросе отводится подземке. Впрочем, московское метро силами одной лишь мэрии и московских налогоплательщиков не поднять. По словам Юрия Лужкова, Москва сейчас способна построить 42 километра новых линий метро, а нужно — 120-130.

При этом до 2011 года в проекте федерального бюджета объем ассигнований на строительство метро в целом по России окончательно не определен.

Возводить паркинги и перехватывающие парковки

Реализация этой идеи помогла бы задержать поток автомобилей, каждый день устремляющихся из Подмосковья и городских окраин в центр, на подступах к столице. Многие автолюбители и сейчас оставляют машины у конечных станций метро — появление современных охраняемых парковок способно увеличить количество «сознательных» водителей в разы.

Избавить город от грузовиков

Более 75% таможенных терминалов расположено в Москве и Подмосковье, при этом грузы не предназначены для жизнеобеспечения столицы. Чтобы избавить столицу от фур, таможенные и складские терминалы решено вывести за черту города и построить в области объездные магистрали. Планируется, что грузы должны направляться в обход города по будущей ЦКАД — Центральной кольцевой автомобильной дороге (нынешней «бетонке») — и другим новым трассам.

Вывести железнодорожные грузовые дворы

По словам министра транспорта Игоря Левитина, из Москвы планируется вывести часть грузовых дворов, где сортируются товары для отправки по России и Подмосковью. Оставшиеся будут перепрофилированы для завоза грузов только в столицу. Кроме того, железнодорожный транспорт станет использоваться как внутригородской — будут прокладываться новые маршруты скоростных электричек, откроется пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги.

Создать интеллектуальную систему управления дорожным движением

В этой сфере накоплен большой международный опыт — за счет привлечения зарубежных экспертов и использования современных информационных технологий, по мнению мэра Москвы, можно улучшить ситуацию на дорогах на 15-20%.

— Необходимо оперативно принимать меры, чтобы окончательно не выпустить ситуацию из-под контроля. Причем сделать это нужно так, чтобы учесть интересы федерального центра и сопоставить их с перспективными планами развития столичного региона, — заявил на заседании коллегии Минтранса вице-премьер Сергей Иванов. — Лишь комплексный подход к решению проблем позволит реализовать мощный столичный потенциал и создать благоприятные условия для проживания населения и работы бизнеса. Московский регион должен стать примером оптимальной организации транспортной системы и взаимоувязанного развития города и области.

Звенигородский проспект получит две новые развязки

Новорижское шоссе — Московская кольцевая автодорога

В 2009 году откроется после реконструкции беcсветофорное автомобильное движение на северо-западе Москвы по участку Звенигородского шоссе от 3-го Силикатного проезда до МКАД. Сейчас на Звенигородском шоссе практически выполнен участок от МКАД до Живописной улицы. Полностью построен и введен в эксплуатацию Звенигородский тоннель, завершено возведение вантового Живописного моста. В настоящее время ведется строительство путепровода на Звенигородском шоссе в сторону Москва-Сити и развязки на пересечении Новорижского шоссе с МКАД. Точнее, двух развязок. Первая из них будет представлять собой съезд с МКАД на Новорижское шоссе, вторая — спуск с этого же шоссе на МКАД в направлении Ленинградского шоссе.

Сейчас в районе строительства возведены инженерные коммуникации и подготовлены места для установки опор будущих эстакад. Строители приступили к установке бетонных оснований будущих транспортных развязок.

Как ожидается, строительство будет закончено в 2009 году. По заверениям проектировщиков, после завершения реконструкции развязки по вновь открывающемуся Звенигородскому проспекту от Кольцевой до центра Москвы (расстояние порядка 20 км) москвичи смогут доехать фантастически быстро: за 5 минут 20 секунд.

Улица Народного Ополчения — проспект Маршала Жукова

На пересечении улицы Народного Ополчения и проспекта Маршала Жукова будет построен тоннель — участок улицы Народного Ополчения будет «спрятан» под проезжей частью проспекта. Планировалось, что здесь будет сооружен временный мост, однако его возведение оказалось слишком дорогим, и городские власти остановились на более экономичном варианте.

На участке шоссе от Живописной улицы до 3-го Силикатного проезда появятся 14 подземных пешеходных переходов. На новой развязке также появятся эстакады, благодаря которым автомобилям можно будет повернуть в сторону Ленинградского шоссе, Мневников и в центр столицы. Развязка на улице Народного Ополчения — это еще и первый отрезок Четвертого транспортного кольца. Его общая длина — 74 километра. По проекту автострада начнется на севере столицы от Малого кольца железной дороги, минует стадион «Локомотив», станции метро «Ботанический сад» и «Владыкино», потом по улице Народного Ополчения, пересечет Нижние Мневники и выйдет к Минской улице. Здесь уже есть трасса, по которой она дойдет до «Коломенского» и нырнет в 4-километровый тоннель под Москвой-рекой. Вынырнув, магистраль пройдет через район Печатники до Измайлова. Кольцо почти целиком будет состоять из эстакад и тоннелей. Планируется, что работы по созданию Четвертого транспортного кольца завершатся к 2015 году.

Евгений Бойко