На днях министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, выступая на очередном важном совещании по вопросам безопасности дорожного движения, предложила обязать профессиональных водителей постоянно возить с собой медицинскую справку.

Речь идет о новой учетной форме под названием «Заключение по результатам предварительного первичного медицинского осмотра», которую, по мнению Голиковой, необходимо разработать, внедрить и рассматривать как один из обязательных документов наряду с водительским удостоверением, ПТС и полисом ОСАГО. «Может быть, это — заключила г-жа Голикова — предложение неожиданное, но, тем не менее, мы считаем, что, если этим мы займемся, это будет иметь свой эффект».

Вспомнилась история 30-летней давности, рассказанная мне когда-то начальником питерского (тогда еще ленинградского) управления пассажирского транспорта Владимиром Васильевичем М.:

«На бюро горкома КПСС рассматривался вопрос об экологической обстановке в городе. Слово берет секретарь по идеологии, представительная такая дама с высокой прической, и говорит: «Вся беда в автобусах из гаражей, руководимых коммунистом М.! Карбюраторы никто толком не регулирует, вот и дымят на весь город». Хотел было я вскочить и врезать тетке, что, мол, возим мы пассажиров исключительно на Икарусах. Нет там никаких карбюраторов, потому как двигатели у них дизельные. Но тут, чувствую, сосед — завотделом транспорта, мой давний знакомый — со всей силы давит мне на ботинок. Мол, не смей вылезать. Ну, ладно, заслушали, постановили, объявили мне простой выговор без занесения. И уже потом, в кабинете заведующего отделом получаю от него нахлобучку: «Ты что, Володя, первый год замужем?! Вот стал бы ты рассказывать свою ерунду про дизели и карбюраторы. Тебе бы доходчиво объясняли, что недопустимо подменять принципиальный партийный разговор обсуждением технических деталей, да еще бы и строгача вкатили. Дама, конечно, нос по ветру держит, но и свой интерес имеет. Я так понимаю, что на твое место своего человечка двигает».

Г-жа Голикова была в те давние годы ученицей начальных классов и, как говорят, отличницей. Более того, судя по ее официальной биографии, она никогда не работала в партийных органах: к началу ее чиновной карьеры КПСС не было уже, а ЕР — еще.

Казалось бы, абсолютно непонятно, «где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, … этот дух…. Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка» ( Толстой Л.Н. «Война и мир»).

Возвращаясь от одного светлого женского образа к другому, замечу: в том духе и тех приёмах, которым следует наша современница, нет ничего трогательно-девичьего и, тем более, ничего специфически русского. С наблюдениями классика совпадает единственная деталь — по поводу ожиданий дядюшки.

Руководящие дядюшки ждут сегодня от подчиненных чиновников простых и общепонятных предложений. Лучше всего, из старого, проверенного временем партийного багажа. И, разумеется, без погружения в совершенно излишние и абсолютно им неведомые технические детали. А вот если в эти детали погружаться…

Медицинские справки вправе выдавать исключительно медучреждения, сертифицированные ведомством г-жи Голиковой. Выдача этих сертификатов — дело крайне любопытное. К примеру, в Москве сертификацию с успехом прошли привокзальные и прочие таинственные киоски, моментально штампующие любые медицинские документы за умеренную плату, причем абсолютно независимо от агрегатного состояния клиента. Подчиненные г-жи Голиковой явно «не пренебрегают мовешками» (Катаев В. П. Алмазный мой венец).

В то же время требуемого сертификата запросто может не быть у нормального многопрофильного медицинского центра, услугами которого вы пользуетесь на регулярной основе.

Так что предложение г-жи Голиковой решает две задачи: пиаровскую — потрафить дядюшке, мол, нашли мы в своем министерстве топор под лавкой. И, разумеется, деловую — посодействовать увеличению клиентской базы и потока доходов упомянутых привокзальных киосков.

Что касается безопасности дорожного движения, то «неожиданное предложение» чиновной дамы имеет к этой проблеме не большее касательство, чем техническая рекомендация ее питерской предшественницы.